• между двумя этими планами показать так называемую "перебивку", то есть абсолютно нейтральный кадр (а можно и несколько), никак не относящийся к объектам. Например, главные герои идут по аллее в одну сторону, затем показываем играющую рядом девочку или лучик солнца сквозь листву, или сидящую на скамейке бабушку (да хоть наблюдающего за ними из-за кустов шпиона, все эти законы действуют в фильме любого жанра). Затем, абсолютно комфортно мы можем показать героев с другой стороны, идущих по отношению к зрителю в другую сторону. В случае с автомобилем уместно будет показать, например, приборную доску;
• пересечь линию их маршрута с включенной камерой. Способ, требующий серьезного владения камерой, как писалось выше, придать своей походке плавность, комфортную для восприятия очень трудно, профессионалы в таких случаях прибегают к помощи кранов, рельсов, стэдикамов;
• показать промежуточный план, в котором главные герои идут прямо на камеру или от нее.
Отдельного внимания заслуживает описание принципов направления взгляда при видеосъемке диалогов.
При видеосъемке диалога или любого другого вида общения, все идущие друг за другом планы должны делаться с одной стороны линии общения.
Надеемся, про линию общения долго объяснять не придется. Просто мысленно проведите между двумя общающимися людьми линию. Не отрезок, не луч, а именно линию. Ее нельзя пересекать при видеосъемке ни в коем случае, кроме как воспользовавшись тремя способами, описанными выше. Соблюдая это нехитрое правило, мы сразу получим несколько отличительных свойств нашего видео, которое поможет зрителю комфортно воспринять увиденное. Если один герой всегда смотрит вправо, то другой — всегда влево. И никогда не возникнет впечатление, что разговаривающие между собой люди смотрят куда-то в одну сторону, один из-за плеча другого. При этом человеческая психика отождествляет правую и левую сторону с позицией и мироощущением героя, без большой надобности не стоит пересекать ее, даже используя способы, описанные выше: у зрителя возникнет ощущение перемены точки зрения, смущения кого-либо из участников разговора.
Монтаж по фазе движения
Последующий кадр сцены должен продолжать предыдущий по фазе движения.
Самый классический пример, обычно используемый для демонстрации принципа, — это два кадра с марширующими солдатами. На одном мы видим, как правые ноги пошли вниз, на другом — как они опускаются на землю. Наверное, излишне указывать, что на видео солдаты не должны в этом месте сбиться с ритма. И опуститься во втором кадре должна именно та нога, которая опускалась в предыдущем. Кино — это великая сила, при просмотре несогласованного по фазе движения видео у потомственных строевиков может случиться истерика. То же правило — не сбивать ритм — нужно применять к любому видео, где любые заметные движения имеют хорошо видимые фазы.
Заметим ещё: используя этот закон, можно сглаживать нежелательные нарушения других монтажных законов. Например, переходом по фазе движения достаточно хорошо маскируется нарушение закона крупности. На одном кадре мы видим, как главный герой первым средним планом размахивается, и в момент движения руки мы меняем план на дальний (надо показать, куда полетит выпущенный из руки камень).
Монтаж по яркости и цветности
Последующий кадр сцены не должен иметь ощутимых различий в яркости и цвете. Любые изменения яркости и цвета должны происходить постепенно.
С одной стороны, все понятно: биение яркости и цветности в кадре не должны вызывать раздражения (вспомните о фиксировании экспозиции, к которому мы призывали в главе о кнопках на камере), но с другой — как всегда, появляются вопросы:
А: Герой заходит в темную комнату с освещенной улицы. Мы не хотим делать резкого акцента, наоборот, хотим показать заход героя в дом просто как один из этапов на пути, скажем, к телевизору. Как быть? Ведь неизбежен скачок по яркости?
Q: Да, неизбежен. Есть несколько приемов, позволяющих сгладить этот скачок (заметим, что все эти приемы уместны и при стыке кадров по всем другим правилам, мы надеемся, что вы внимательно читаете эту статью и пытаетесь не просто заучить, но и проанализировать полученную информацию).
• постоянная звуковая картина. Скажем, в процессе смены кадров неизменен голос главного героя (небольшой внутренний монолог, типа "сейчас приду, пельмешек нажарю". Вспомните бормотание под нос норштейновского Ёжика в Тумане). Это поможет "стабилизации" образа в сознании зрителя;
• внутрикадровый монтаж. Заключается он в том, чтобы зайти вместе с героем в комнату, не выключая видеокамеры. Разумеется, это потребует от оператора серьезных усилий, ведь тряска камеры крайне нежелательна. Такой же способ, то есть внутрикадровый монтаж, применим и в ситуации, если мы хотим уберечь зрителя от скачка цветности. Например, на общем плане главный герой идет по зеленой аллее. Подошло время показать его крупнее, но в этот момент он подходит к кирпичной стене. В крупном плане неизбежно по глазам ударит красный цвет, которого в предыдущем кадре не было. Как быть? Ответ напрашивается сам собой: на первом кадре мы должны проводить героя до тех пор, пока стена не покажется в кадре и не займет ощутимую часть экрана. Никакого дискомфорта при этом зритель не испытает;
• промежуточный кадр. Очень важный прием во многих случаях, когда мы хотим плавно изменить обстановку на экране. Должен быть промежуточный кадр, в данном случае по яркости. Придумайте его. Герой подошел к двери, все светло-светло. Рука тянется к замку, поворот ключа покажем крупно, рука убирается. Мы видим дверь с лежащей на ней тенью героя. Уже ближе к темноте, ждущей нас в помещении.
Как мы видим, все принципы монтажа имеют основной целью снизить дискомфорт при переходе с одного кадра на другой. Анализируя конкретные кадры, и выясняя, что именно вам не нравится, можно открыть и другие правила.
Еще несколько важных понятий. Правила хорошего тона видеографа
Подошла пора заканчивать эту статью, она и так получилась ощутимо большей, чем первоначально планировалось. Еще несколько вещей, о которых необходимо знать новичкам, мы рискнем дать бессистемно. Почему бессистемно? Во-первых, их легко запомнить и так. Во-вторых, объяснение причин "почему так, а не иначе" можно провести двумя способами. Долго-долго объяснять и подводить читателя к ответу или просто напомнить о том, что видео должно быть комфортно для восприятия, из этого нехитрые правила и проистекают. Так как "во-вторых" мы уже выполнили, то, пожалуй, перейдем к этим самым вещам. Итак:
Использовать правило "сорока пяти"
Само правило выглядит очень просто.
При видеосъемке одного и того же объекта или сцены, два идущих друг за другом кадра не должны производиться под одним и тем же углом к объекту. Крайне желательно смещением точки видеосъемки добиться того, чтобы угол между ними приближался к 45 градусам. При этом все остальные известные нам правила также должны выполняться.
Чего мы добиваемся этим правилом? Изменение крупности кадра не будет выглядеть как моментальное приближение или удаление объекта, что, как мы уже говорили, ведет к нежелательному эффекту.
Избегать повторяющихся движений камеры
При попытке операторов совершить внутрикадровый монтаж (а, выражаясь бытовым языком, — хоть как-то украсить подчас достаточно рядовое событие), очень часто мы видим такую картину: после панорамирования или игры приближением-удалением, оператор возвращается на кадр, с которого камера начала движение, практически обратным маршрутом. Было приближение — тут же камера начинает свой путь обратно. Был поворот налево — сейчас произойдет поворот направо. Нужно ли сейчас доказывать, что это некомфортно наблюдать зрителю? Не станем, просто поверьте на слово. При постановочной видеосъемке такое ни в какие ворота не лезет, а как быть при репортажной? Надо опять вернуться в ту же точку, ребенок (или собачка, да кто угодно) бегает кругами. Сделали наезд, с целью показать какую-то важную деталь, пора опять на общий план, там очень важное происходит, нельзя зрителя долго держать в неведении... Итак, что будем делать?
• нас может спасти последующий монтаж нашей записи (он многое может спасти, готовьтесь изучать видеоредакторы). Один из повторяющихся кусков маршрута (начальный или конечный, по выбору) можно заменить упоминаемой выше перебивкой. То есть кадром, на котором зритель увидит то, что не может увидеть в соседних кадрах, но, безусловно, снятых в том же месте и в то же время (на самом деле обычно чуть раньше или чуть позже). Это, например, может быть просто один из статистов, который до этого промелькнет на общем плане, внимательно смотрящий на происходящее. О перебивках мы подробно расскажем в следующей части.
• тот же монтаж может позволить просто безболезненно отрезать кусочек, ничего не вставляя взамен. Это возможно в том случае, если в этот момент участниками сцены не было произнесено никаких важных фраз. Но повезет вам или нет - вопрос статистики. При серьезной видеосъемочной работе вы просто обязаны запастись перебивками, это "палочка-выручалочка" для стыка многих кадров.
• найти промежуточную третью точку и придти в нее другим способом. После того как сделали наезд (а вам тут же страсть как понадобилось опять уйти на общий план), примените панорамирование. Например, во время праздника, в толпе вы выхватили наездом маленькую девочку, внимательно изучающую подаренный ей флажок. Не спешите делать отъезд, проведите камерой в сторону, пока девочка полностью не исчезнет за границей кадра, и навидитесь на кого-нибудь другого. Разумеется, следует сделать это как можно чище, без лишних рысканий и ни в коем случае не движениями, которыми в кино обычно показывают поиск снайпером очередной цели. После чего, немного выждав (чтобы зритель успел понять, что вы ему в очередной раз показываете), вы можете спокойно сделать отъезд, и затем (или одновременно) панорамированием вернуться на общий план. Уверяем, такая видеосъемка будет ощутимо комфортнее восприниматься зрителем. То же самое, если вы только что провели панораму. В следующей "перебежке" камеры до следующей цели обязательно воспользуйтесь зумом. Такой прием нисколько не подходит для постановочных видеосъемок, но сейчас мы изучаем те задачи, которые возникают просто при попытке качественно заснять для своего семейного архива несколько важных моментов.
- А махнуть рукой (да, и такой способ есть). Подержать план подольше, чтобы зритель успел забыть, как именно выглядел предыдущий, потом спокойно вернуться на прежний.
Давать себе и зрителю отдохнуть от главных героев
При малейшем нарушениизаконов монтажа возникает... Правильно, вы уже усвоили материал этой статьи. И представьте выполнение этой задачи (не дать зрителю почувствовать малейший дискомфорт от нарушения какого-либо закона) со всем усердием. Уверяем, снять самую тривиальную сцену станет очень трудно. А наполнить по всем правилам осмысленными действиями двухминутный эпизод — задача для профессиональной съемочной группы. Какие хитрости для этого существуют? Двух видов — достойные профессионалов и недостойные. Начнем с недостойных:
Разбивать кадры "вспышечкой" или, наоборот, уводом в темноту. Допустимо при создании работы в таком жанре, как видеоклип (в этом жанре почему-то считается уместным практически все. Никогда не берите в качестве примера для обучения видеоклипы!), но очень часто такую "работу" можно наблюдать и на телевидении, в передачах стиля МТV или Fashion. Не ставьте себе задачу шокировать и оглушить зрителя: при условиях для видеосъемок, которые возникают в быту, у вас и так будет огромное количество нестыковок. Есть более приемлемые способы:
Использовать перебивки. Нейтральные кадры, не имеющие прямого отношения к действующим лицам, помогут изменить очень многое. Например, при показе напряженного диалога, когда герои интенсивно передвигаются по вашей съемочной площадке, они часто будут выбегать из кадра. Моменты, когда "кадра нет" или он не соответствует канонам по своему направлению и крупности, можно с успехом заменять, например, слушающими зрителями. Разумеется, виды природы ощутимо раскрасят фильм о походе. Имейте в виду, что при монтаже можно вставить кадры, которые были отсняты не с дрожащих от усталости рук или с учащенным дыханием, а чуть позже, на привале.
Заключение.
Мы, молодые видеографы, знаем и умеем использовать такие кнопки на видеокамере, как:
• кнопка включения/выключения записи REC
• exposure (а если ее нет — режимы Spotlight и Backlight)
• WB
• рычаг приближения-удаления -ZOOM+
• кнопка и кольцо FOCUS MANUAL
Нам чужды синдромы снайпера, поливальщика газонов, шагающего экскаватора или театрала; мы не силимся объять необъятное. Мы умеем строить кадр, исходя из принципа "Золотого сечения". Мы знаем, какие бывают планы по крупности: крупный план, первый и второй средний, общий и дальний (если не знаем — значит, перед нами съемка через микроскоп или вид из космического корабля). Мы умеем чередовать планы, исходя из принципов крупности, направления движения и взгляда, яркости и цветности, а также фазы движения. Чтобы наши кадры как можно чаще совпадали с вышеуказанными принципами, мы умеем пользоваться перебивками.
Товарищам профессионалам
Так, товарищи профессионала, решившие с высоты своего авторитета найти неточности и ошибки. Да, в этой статье очень упрощенная (и поэтому ошибочная в каноническом свете) формулировка некоторых терминов, многое дано не столь детально, как в учебниках, по которым учатся студенты факультета кинематографии и операторского искусства, а приемы и способы откровенно примитивны. Но статья и не для студентов написана. Она для тех, кому не придется говорить с кинооператорами или осветителями, то есть специалистами с другого факультета, на одном языке. И ничего ужасного в том, что молодые видеооператоры от видеографии так и не узнали, что такое "восьмерочка" или "синхрон", им на данном этапе это не нужно. Статья создавалась лишь для тех, кто хочет, чтобы его домашние записи приобрели более презентабельный вид, а не для тех, кто собирается штурмовать кинофестивали.
Товарищи начинающие видеооператоры
То, что вы только что прочитали, — лишь небольшая часть того, что необходимо сделать. Сделать, чтобы отснятое вами видео воспринималось на экране комфортно. Будьте критичны к качеству полученного знания — многие важные аспекты в этой статье упрощены или упущены для более удобного восприятия. Существует много частных случаев, когда указанные законы и приемы не будут работать так, как надо. Например — только для информации заметим — что основных монтажных законов гораздо больше, общее их число — десять. Что есть огромное количество хитростей, чтобы сгладить нарушение этих законов. Что монтаж может различаться по стилю повествования, что свет и направление движения во многих случаях могут служить мощным выразительным средством. Не говоря уже о языке движения камеры, о котором мы даже не начинали говорить.
|